ltygfcfh
16.08.2017, 15:49
Взялся тут за систематизацию своей коллекции но появилась необходимость удаления дубликатов звуковых композиций, а так же замены не очень качественных с технической точки зрения треков (с компрессией, или с кривым конвертированием, или изначально неудовлетворительно записанных).
Тонким музыкальным слухом не обладаю (хотя lossless от lossy надеюсь что отличаю).
Тем более, что мой звуковой тракт находится в бесконечном процессе повышения качества, а коллекция музыки растет уже сейчас.
По этой причине длительный процесс прослушивания всей коллекции с субъективной оценкой для дальнейшей выбраковки некачественных треков и альбомов мне не подошел.
Для себя подобрал инструмент и определил ряд критериев для объективной визуальной оценки.
Программ для анализа в сети более чем достаточно, но мне захотелось иметь "все в одном флаконе" с функциями быстрого поиска, не сложного анализа, плюс прослушивание и удаление не нужных дубликатов.
Все это в определенной степени присутствует в Foobar.
Для примера привожу две записи одной и той же композиции: №1 и №2.
Там же находятся в полном размере графики и скриншоты, представленные ниже.
https://yadi.sk/d/YYZNudz63M4eK9
https://yadi.sk/d/a5qP-Zs-3M4ePN
Критерии отбора следующие:
1. Измерение динамического диапазона (плагином Foobar Dynamic Range Meter).
http://s48.radikal.ru/i119/1708/a4/1e81e20b79c5.jpg
Композиции с низким ДД утомляют мозг, да и на слух они "не айс".
2. Анализ искажений и шумов.
http://s16.radikal.ru/i190/1708/ce/915f087ee769.jpg
Если при записи трека не верно выставлены уровни или неумело применили тонкомпенсацию, то вместе с полезным сигналом добавили искажения и шумы, которые становятся заметны на спектрограмме.
Так как спектральная плотность сигнала на ВЧ низкая, наличие искажений и шумов лучше видно в верхней ее части в виде "зерна" белого шума. Да и по всей спектрограмме виден "мусор".
Для убедительности добавлена цветная спектрограмма, полученная из другой программы анализа.
http://s019.radikal.ru/i638/1708/11/1b5f29d25abe.jpg
На ней так же видно, что накручены уровни или применен эквалайзер. Возможно это было сделано для того чтобы компенсировать неудовлетворительную АЧХ тракта или по другой задумке звукорежиссера.
http://s018.radikal.ru/i509/1708/40/57f7e782a654.jpg
3. Внимание к верхней границе частотного диапазона на спектрограмме композиции.
Снижение верхнего диапазона спектра может проявляться по разному:
3.1. Пропорциональное снижение, вызванное частотными ограничениями и фильтрацией низкого порядка в звукозаписывающих или воспроизводящих трактах. (см. Первый скриншот спектрограммы Foobar, приведенный выше).
3.2. Жесткое частотное ограничение, ниже чем 1/2 частоты дискретизации (например для трека 44,1 кГц ограничение спектра происходит не на частоте 22 кГц, а срезаны все частоты и гармоники выше 18 кГц.
Такое ограничение АЧХ (так же как и компрессия динамического диапазона) частое явление для lossy, но встречается и для треков без потерь на CD.
http://s013.radikal.ru/i325/1708/c7/98e4eb36d5dd.jpg
3.3. Жесткое ограничение, на половине частоты дискретизации.
Причиной таких ограничений могут быть частотные отсечки при даун-конвертации, если в исходном треке были сигналы с частотами, превышающими граничную частоту спектра файла после конвертации.
http://s011.radikal.ru/i316/1708/1b/2e7eac572c77.jpg
При анализе частотных ограничений в Foobar необходимо учитывать, что верхняя граница окна спектрограммы будет изменятся в зависимости от частоты дискретизации проигрываемого файла (22 кГц, 24 кГц, 48 кГц, 92 кГц).
Окончательный вывод о выборе трека для удаления делал на основе этих объективных признаков после контрольного прослушивания короткого фрагмента композиции.
Может оказаться что трек с худшими техническими параметрами будет звучать для вас лучше ("нравится").
Так бывает. Это могут быть особенности конкретного звукового тракта или связки слух + мозг.
Альтернатива выбора остается за вами.
Я же убежден, что музыка должна хорошо звучать без регулировок — «на нуле», а для этого и трек и звуковой тракт должны быть качественные. Тогда и мозг со временем установит правильные настройки.
Это только мой способ выбраковки низкокачественных треков, не претендующий на истину в последней инстанции.
Быть может этот метод будет кому-нибудь полезен.
Тонким музыкальным слухом не обладаю (хотя lossless от lossy надеюсь что отличаю).
Тем более, что мой звуковой тракт находится в бесконечном процессе повышения качества, а коллекция музыки растет уже сейчас.
По этой причине длительный процесс прослушивания всей коллекции с субъективной оценкой для дальнейшей выбраковки некачественных треков и альбомов мне не подошел.
Для себя подобрал инструмент и определил ряд критериев для объективной визуальной оценки.
Программ для анализа в сети более чем достаточно, но мне захотелось иметь "все в одном флаконе" с функциями быстрого поиска, не сложного анализа, плюс прослушивание и удаление не нужных дубликатов.
Все это в определенной степени присутствует в Foobar.
Для примера привожу две записи одной и той же композиции: №1 и №2.
Там же находятся в полном размере графики и скриншоты, представленные ниже.
https://yadi.sk/d/YYZNudz63M4eK9
https://yadi.sk/d/a5qP-Zs-3M4ePN
Критерии отбора следующие:
1. Измерение динамического диапазона (плагином Foobar Dynamic Range Meter).
http://s48.radikal.ru/i119/1708/a4/1e81e20b79c5.jpg
Композиции с низким ДД утомляют мозг, да и на слух они "не айс".
2. Анализ искажений и шумов.
http://s16.radikal.ru/i190/1708/ce/915f087ee769.jpg
Если при записи трека не верно выставлены уровни или неумело применили тонкомпенсацию, то вместе с полезным сигналом добавили искажения и шумы, которые становятся заметны на спектрограмме.
Так как спектральная плотность сигнала на ВЧ низкая, наличие искажений и шумов лучше видно в верхней ее части в виде "зерна" белого шума. Да и по всей спектрограмме виден "мусор".
Для убедительности добавлена цветная спектрограмма, полученная из другой программы анализа.
http://s019.radikal.ru/i638/1708/11/1b5f29d25abe.jpg
На ней так же видно, что накручены уровни или применен эквалайзер. Возможно это было сделано для того чтобы компенсировать неудовлетворительную АЧХ тракта или по другой задумке звукорежиссера.
http://s018.radikal.ru/i509/1708/40/57f7e782a654.jpg
3. Внимание к верхней границе частотного диапазона на спектрограмме композиции.
Снижение верхнего диапазона спектра может проявляться по разному:
3.1. Пропорциональное снижение, вызванное частотными ограничениями и фильтрацией низкого порядка в звукозаписывающих или воспроизводящих трактах. (см. Первый скриншот спектрограммы Foobar, приведенный выше).
3.2. Жесткое частотное ограничение, ниже чем 1/2 частоты дискретизации (например для трека 44,1 кГц ограничение спектра происходит не на частоте 22 кГц, а срезаны все частоты и гармоники выше 18 кГц.
Такое ограничение АЧХ (так же как и компрессия динамического диапазона) частое явление для lossy, но встречается и для треков без потерь на CD.
http://s013.radikal.ru/i325/1708/c7/98e4eb36d5dd.jpg
3.3. Жесткое ограничение, на половине частоты дискретизации.
Причиной таких ограничений могут быть частотные отсечки при даун-конвертации, если в исходном треке были сигналы с частотами, превышающими граничную частоту спектра файла после конвертации.
http://s011.radikal.ru/i316/1708/1b/2e7eac572c77.jpg
При анализе частотных ограничений в Foobar необходимо учитывать, что верхняя граница окна спектрограммы будет изменятся в зависимости от частоты дискретизации проигрываемого файла (22 кГц, 24 кГц, 48 кГц, 92 кГц).
Окончательный вывод о выборе трека для удаления делал на основе этих объективных признаков после контрольного прослушивания короткого фрагмента композиции.
Может оказаться что трек с худшими техническими параметрами будет звучать для вас лучше ("нравится").
Так бывает. Это могут быть особенности конкретного звукового тракта или связки слух + мозг.
Альтернатива выбора остается за вами.
Я же убежден, что музыка должна хорошо звучать без регулировок — «на нуле», а для этого и трек и звуковой тракт должны быть качественные. Тогда и мозг со временем установит правильные настройки.
Это только мой способ выбраковки низкокачественных треков, не претендующий на истину в последней инстанции.
Быть может этот метод будет кому-нибудь полезен.