Вход

Просмотр полной версии : Воровство как болезнь: лечится ли клептомания?


Galina
22.01.2009, 10:09
Воровство как болезнь: лечится ли клептомания?

http://s50.radikal.ru/i128/0901/54/3e874e799046.jpg (http://www.radikal.ru)

Во мне сидит бес, который заставляет меня воровать», – признавался молодой парень, клептоман – вор поневоле. Действительно, при клептомании человеком управляют непреодолимые импульсы (мании), и он крадет без цели наживы или мести.

Непосредственно перед совершением кражи он чувствует повышенное напряжение в теле, которое сменяется сразу после этого облегчением или даже удовольствием. Как правило, потом у него появляется чувство вины и раскаяния из-за содеянного. Но пострадавшему от воровства не легче от того, что его ограбил больной. Вор должен быть наказан за свой поступок – кто будет разбираться, каковы причины воровства?

Вряд ли в нашей стране есть прецеденты, когда вору, особенно подросткам и молодым людям, впервые попавшимся на воровстве, дают возможность пройти экспертизу на клептоманию. Разве что если клептоманом окажется родственник влиятельного или богатого лица.

Когда недавно пришла домой после сеанса с юной клептоманкой и включила телевизор, была приятно удивлена совпадению: на первом канале шла передача о клептоманах. К сожалению, передача заканчивалась, и я смогла увидеть только самый конец. Но меня поразило то, что она не давала никакой надежды клептоманам на спасение от их участи.

В самом конце передачи показали, как двое несчастных молодых студентов-клептоманов мужественно борются со своим «преступным» недугом, поддерживая себя тем, что караулят друг друга по очереди, чтобы, не дай бог, кто-то из них не своровал что-нибудь в магазине. После такого финала телепередачи, естественно, я делаю вывод, что передача не осветила весьма важную вещь, о которой надо было сказать: в большинстве случаев клептомания лечится быстро и легко!

И если кто-то из психотерапевтов это не умеет делать быстро или не умеет делать вообще, то это не значит, что он плохой специалист. Просто он не специалист в лечении клептомании. Тогда надо искать специалистов, которые имеют опыт именно в лечении маний, в том числе клептомании.

И есть также очень важная вещь, о которой надо сказать: клептомания не лечится медикаментозно – может помочь только психотерапия! Как показывает опыт работы с клептоманами, с проблемой клептомании можно справиться за 1-5 сеансов.

Обычно клептомания развивается в возрасте 5-8 лет на фоне минимальных мозговых дисфункций, чаще всего после психотравм. Она может протекать волнообразно, когда симптомы усиливаются и ослабевают. Кто-то из клептоманов ворует только определенные вещи (часы, пуговицы, заколки, помады, велосипеды и т. д.). Кто-то «специализируется» на продуктах, особенно на сладостях. Некоторых привлекают сверкающие вещи или они же берут все, что плохо лежит. Если клептоманов не лечить, то они, как правило, попадают в тюрьму. Многие считают эту болезнь социальной, но это не совсем так. Среди клептоманов нередко встречаются дети из благополучных, обеспеченных, а то богатых семей.

К сожалению, тема клептомании недостаточно изучена. В литературе часто можно найти ссылку на неизлечимость этой болезни, которая ломает судьбы людей, делая их преступниками. Работники милиции и те, кто работает с трудными детьми, в большинстве своем ставят воровство только в вину родителям, окружению, не принимая во внимание, что это может быть болезнью, а значит, бедой, а не виной маленького ребенка или подростка. Вырастая, такие люди часто не могут адекватно оценивать свои поступки, опускаются, становятся рецидивистами.

Однако есть некоторая часть клептоманов, которая может всю жизнь тихонько подворовывать. И если целью их воровства являются, например, пуговицы, книги, ручки или какая-то незначительная мелочь, небольшие суммы денег, то они могут избежать тюремного наказания. Некоторые очень интеллектуальные молодые люди из богатых семей, страдающие клептоманией, могут привлекать зависимых друзей и приятелей к воровству, оправдывая свои действия стремлением быть «крутым», получать адреналин и даже бравировать этим, что объясняется психозащитными механизмами. Они часто оправдывают себя еще и тем, что в числе клептоманов есть известные зарубежные звезды эстрады и кино.

Вот два типичных примера клептомании подростков, которые избавились от своего необычного и, к счастью, довольно редкого недуга, о чем свидетельствуют двухлетние наблюдения (всякие совпадения с кем бы то ни было являются случайными).

Мальчик 10 лет. Начал воровать в 6 лет, после смерти отца. Отец погиб в пьяной драке на глазах у сына. До этого мальчик был свидетелем семейных скандалов. Перед кражей ему вспоминалась сцена убийства отца, его тело напрягалось, наполнялось чувством обиды, «намагничивалось» и «намагниченные» руки сами тянулись за выбранной вещью. После кражи напряжение спадало, тело «размагничивалось», чувство обиды сменялось чувством вины и стыда, ворованная вещь пряталась.

Девочка 13 лет. Ворует с 6 лет, после развода родителей. Сначала воровала все, что попадет, но потом ее стало «тянуть» к драгоценностям (золотым изделиям). Перед тем как потянуться к драгоценностям, девочка ощущала необыкновенную радость, затем слышала голос своей старшей приятельницы: «Возьми серьги (деньги и т.д.)», ощущала сильные колики в теле, и ее руки «тянуло» к выбранному предмету. После воровства она прятала украденную вещь, сразу ее тело успокаивалось, появлялось чувство вины.

Конечно, в благополучных семьях, где не нужно воровать, для того чтобы не быть голодным и раздетым, родители бывают шокированы воровством своих детей, пытаются их стыдить, наказывать, скрывать от всех такое проблемное поведение, пока это удается, не зная, что с этим делать. Наказание таких детей не решает проблему клептомании, наоборот, усиливает ее проявления или приводит к еще большей невротизации, агрессивности.

Римма Дюсметова
Оригинал статьи на shkolazhizni.ru

Galina
06.03.2009, 07:04
Исповедь начинающего клептомана




Проблема, с которой я хочу обратиться к сообществу, вполне возможно будет воспринята несколько неадекватно. Кто-то скажет, что она вообще по другому ведомству и к психологам с ней идти незачем. Однако я все-таки надеюсь на полезные ответы по-существу.


Все началось с того, что я решил бороться с робостью и неуверенностью в себе. Я придумывал для себя разные упражнения: заговаривал с незнакомыми людьми, беседовал с кем попало о вещах, которые принято считать интимными, однако, неприятное чувство скованности мне все равно очень досаждало. Тогда я решил попробовать воровать в магазинах. Я решил, что это поможет мне развить такие качества, как решительность, хладнокровие, готовность пойти на риск, а кроме того, разумеется, - ловкость и наблюдательность. Поначалу получалось не очень. Меня несколько раз ловили на выходе из супермаркета с какой-нибудь мелочью в кармане. Я заметил, что, как правило, вся тяжесть расплаты составляет не более трех цен украденного. А чаще – просто одну его стоимость. Это меня обнадежило. Вскоре дела пошли на лад. Я стал регулярно воровать из магазинов алкоголь, продукты и книги. Из психологического упражнения это переросло в стиль жизни. Заходя в супермаркет, я уже не могу воздержаться от воровства. Меня разбирает желание украсть что-нибудь подороже.

Недавно я украл бутылку виски Dewar’s, но меня гложет желание вынести Black Label. И еще «Банальность зла» Ханны Арендт. Так вот. Проблема состоит в том, что меня постоянно мучают моральные терзания. С одной стороны, я понимаю, что мелкий персонал несет за кражи ответственность, их штрафуют. И мне совестно, что они страдают в том числе из-за меня. С другой стороны, я с ужасом понимаю, что мне стыдно покупать. Мне хочется каждый раз рискнуть, испытать прилив адреналина, проходя с украденным товаром мимо охранника. Иначе я чувствую себя унылым, рабским быдлом. Что случилось с моим внутренним моральным чувством? Как быть? Мне страшно. Посоветуйте что-нибудь!


Владлен Тупикин