Вход

Просмотр полной версии : Какая связь между DSD и динамическим подмагничиванием магнитофонов?


shurik_pronkin
22.10.2024, 13:08
В эпоху магнитной записи получили популярность различные способы адаптивного подмагничивания, особенно в кассетных магнитофонах, в которых скорость движения ленты составляла всего 4,76 см/с и даже 2,38 см/с для записи речи, где большой диапазон частот не нужен. При такой низкой скорости перемещения магнитного слоя ленты по зазору записывающей головки происходила перемодуляция высоких звуковых частот от 5 кГц до 16 кГц, потому что они по сути являются самоподмагничивающимися, и чтобы быть записанными без искажений, им нужно меньше тока подмагничивания, чем для записи низких и средних частот звукового диапазона - 30 Гц - 1 кГц. Задача адаптивного подмагничивания и заключалась в том, чтобы изменять ток подмагничивания в зависимости от изменения спектра записываемого сигнала - если в нем много высокочастотной составляющей, ток подмагничивания уменьшался, а если мало, то увеличивался - так достигалось постоянство фактического тока подмагничивания и перемодуляции не происходило. Это было реализовано в системах Долби в специализированной микросхеме и в наших народных способах. Их собственно три:

1.1 Прямой как палка, но уже рабочий способ - шунтировать ток подмагничивания в зависимости от спектра записываемого сигнала:

https://i124.fastpic.org/big/2024/1022/80/410cf555c42b2d328208aae6e4f54280.jpg

Что имеется после входного фильтра ВЧ:

https://i124.fastpic.org/big/2024/1022/2f/497384ebad54e0fbd203f58532240c2f.jpg

Недостатки: 1) большая инерция - слышны артефакты; 2) вместе с током подмагничивания шунтируется и полезный сигнал, который придется увеличивать со всеми вытекающими; 3) частота тока подмагничивания через паразитные емкости диодов и транзистора просачивается в сигнал до фильтра-пробки, увеличивая интермодуляционные искажения.
Достоинства: 1) простая реализация; 2) не нужен источник напряжения; 3) синусоидальный ток подмагничивания - минимальный шум ленты.

1.2. Тот же самый, что и способ 1.1 выше, но лишенный двух недостатков:

https://i124.fastpic.org/big/2024/1022/59/6c4966c85792b0a4887dc3a9d8f57659.jpg

Что на выходе фильтра ВЧ:

https://i124.fastpic.org/big/2024/1022/58/577bf88b693ef70201571cf709158b58.jpg

Недостатки: 1) инерция - слышны артефакты; 2) нужен источник напряжения
Достоинства: 1) частота тока подмагничивания через паразитные емкости диодов и транзисторов не попадают в сигнал до фильтра-пробки; 2) синусоидальный ток подмагничивания - минимальный шум ленты.

2. Изменения амплитуды тока подмагничивания в зависимости от спектра записываемого сигнала через изменение питающего напряжения генератора стирания и подмагничивания так:

https://i124.fastpic.org/big/2024/1022/5b/9d51221b79988cdafc8085e3a280885b.jpg

или так:

https://i124.fastpic.org/big/2024/1022/96/1edcb9a768e2c96a6eed7fad3ab92796.jpg

Недостатки: 1) нужны специализированные микросхемы и/или генератор стирания и подмагничивания; 2) инерция хоть небольшая, но есть.
Достоинства: 1) частота тока подмагничивания не попадают в сигнал до фильтра-пробки; 3) синусоидальный ток подмагничивания - минимальный шум ленты.

3. Безынерционное изменение тока подмагничивания в зависимости от спектра записываемого сигнала через широтно-импульсную модуляцию (а-ля DSD), например, так:

https://i124.fastpic.org/big/2024/1022/85/e2646e37fbe130435074fc8a37215a85.jpg

или так:

https://i124.fastpic.org/big/2024/1022/fb/84663c3ed3f6dbae462938639988ccfb.jpg

Вот такой сигнал идет на записывающую головку:

https://i124.fastpic.org/big/2024/1022/05/92e75dee42b4b43df88b3a70a4f6ec05.jpg

Недостатки: 1) несинусоидальный ток подмагничивания - сильный шум ленты, высокий уровень интермодуляционных искажений; 2) сложная схема; 3) ВЧ наводки на аналоговые схемы - повышенный уровень интермодуляционных искажений.
Достоинства: 1) безынерционность

В свое время я собирал все эти схемы. Самые музыкальные те, где ток подмагничивания оставался синусоидальным (1,2). Самый жесткий, "сухой", цифровой звук получался там, где была несинусоида - пила или меандр (3).

SergeL
22.10.2024, 16:04
В свое время я собирал все эти схемы.

Тоже паял/мерял это всё. Хорошо, на кафедрах аппаратура была в полном комплекте. До Брюль & Къера и прочего "недружественного" железа :icon_good:
Однако, из всего лучшим оказался вариант кросс-филд подмагничивания.
(но выставлять головки - был ещё тот хендмейд :))

shurik_pronkin
22.10.2024, 16:37
А у меня с оптроном прижилась схема. Гораздо лучше звук был на бобиннике на 9-й скорости и на 19-й тоже.

vcv10
22.10.2024, 16:44
из всего лучшим оказался вариант кросс-филд подмагничивания.

Это тот самый Cross Field от Tandberg, который после глубокой доработки в своих катушечных деках применил Akai?

SergeL
22.10.2024, 21:04
Это тот самый Cross Field от Tandberg, который после глубокой доработки в своих катушечных деках применил Akai?

Да, он, 2 головы, подмагничивание напротив записывающей.
Акаи были просто шедевр, Тандберг живым не видел.

Дмитрий
22.10.2024, 21:12
Тема нужная и интересная — не про магнитофоны, а про "аналоговость" звучания DSD формата и широтно-импульсную модуляцию. Давайте обсудим реализацию DSD в сравнении с другими форматами. Как вы считаете, какие преимущества или недостатки у DSD в контексте аналогового звучания?

Дмитрий
22.10.2024, 21:22
Понятное дело, что Владимир vcv10 выберет себе хороший импортный катушечный магнитофон, а никакое не DSD :)
И любой из нас так же, если средства позволят. А самое важное, что по цене кусается, это магнитную ленту к нему.

Дмитрий
22.10.2024, 21:43
shurik_pronkin, ага :) и мастер-ленты еще купит вместо винила, с чего винил нарезали... а-ля прощай, хорошая китайская иномарка с проекцией на лобовое стекло, все денежки ушли на звукозапись)

Хорошая/нехорошая, ничего в китайском никогда не было хорошего, но современная, хотя бы с современными технологиями.

shurik_pronkin
22.10.2024, 22:03
shurik_pronkin, ага :) и мастер-ленты еще купит вместо винила, с чего винил нарезали... а-ля прощай, хорошая китайская иномарка с проекцией на лобовое стекло, все денежки ушли на звукозапись)

Хорошая/нехорошая, ничего в китайском никогда не было хорошего, но современная, хотя бы с современными технологиями.

Про кросс-филд подмагничивание на нашей элементной базе ) https://www.radiolamp.ru/library/books.php?id=mrb0864

Очевидно, кросс-филд хорошо звучит, потому что устранены интермоды и прочие прелести от смешивания звуковой частоты с частотой подмагничивания, раз записывающая головка пишет только звуковую частоту, а головка подмагничивания частоту подмагничивания со стороны основы ленты.

SergeL
22.10.2024, 22:21
Про кросс-филд подмагничивание на нашей элементной базе ) https://www.radiolamp.ru/library/books.php?id=mrb0864

Не нашей и не было, в ВПК было всё своё.
Это в опк...
галоши

SergeL
22.10.2024, 22:26
Очевидно, кросс-филд хорошо звучит, потому что устранены интермоды и прочие прелести от смешивания звуковой частоты с частотой подмагничивания, раз записывающая головка пишет только звуковую частоту, а головка подмагничивания частоту подмагничивания со стороны основы ленты.

Не только.
АЧХ - не стираются подмагничиванием высокие, даже в 66 г. Акаи писал 22 кГц на 19й и 18 на 9й с отличным с/шум.
Что было чудом :icon_good:

shurik_pronkin
22.10.2024, 22:40
Не только.
АЧХ - не стираются подмагничиванием высокие, даже в 66 г. Акаи писал 22 кГц на 19й и 18 на 9й с отличным с/шум.
Что было чудом :icon_good:

Я имею в виду по сравнению с другими САП, где на ГЗ идет смесь.

Дмитрий
27.10.2024, 15:28
shurik_pronkin,
Хотелось бы тему поподробнее: что будет со звуком, если переписать цифру различных форматов (и отредактированную на компьютере цифру) на магнитную ленту и заново оцифровать её.

timosh
27.10.2024, 16:45
Да,очень интересно!

SergeL
27.10.2024, 19:39
Да,очень интересно!

- добавится искажений от тракта записи, от ленты, от тракта воспроизведения, ну и от АЦП естессно.

Юра - да? :)

Дмитрий
27.10.2024, 19:46
SergeL, Юра нам расскажет и покажет в отдельной теме.

Мы с Борисом CD писали на магнитную ленту. Тем самым оживляли мертвый звук компакта. Эти записи есть на форуме.

Некоторые товарищи в сети эмпэ три пишут и выставляют и даже продают на «Авито» как WAV.

Дмитрий
27.10.2024, 19:49
CD с проигрывателя компакт-дисков на катушечный магнитофон.
Лента при этом хорошая импортная.

Сквозной канал, для контроля. Аккуратно можно использовать и аналоговый эквалайзер.

Добавляет естественно, но звук практически акустически приятней.

Значительно Приятней. Запись на катушечный магнитофон может добавить особый характер и теплый звук, который многие ценят. Экспериментируйте с настройками и техникой записи, чтобы найти свой идеальный звук!

Дмитрий
27.10.2024, 21:59
Юра, нет! Это не так. Нельзя добавить добавить теплоты звучанию? :)

Он никогда такого не напишет, потому что это не так. Можно, и это делают тысячи меломанов на планете. В противном случае кто напишет, будь то ребенок интернета, англоязычный блоггер с мобильным телефончиком в тестах, его статьи просто-напросто читать не будут!

shurik_pronkin
27.10.2024, 22:09
- добавится искажений от тракта записи, от ленты, от тракта воспроизведения, ну и от АЦП естессно.

Юра - да? :)

Конечно :) В магнитной записи же сплошные компромиссы и балансирование на грани, как качели - один параметр вытягиваем, другие ухудшаются. Все помнят, как ценились первые записи, потому что второе-третье переписывание резко деградировало исходный сигнал хоть аудио, хоть видео - физические явления и принцип-то один и тот же. Но как фильтр, который замажет огрехи цифрового звука, почему бы и нет. Кстати, есть софтовые фильтры имитирующие итоговые спектры разных магнитофонных трактов. Можно и не шаманить с реальными магнитофонами.

Дмитрий
27.10.2024, 22:12
Кстати, есть софтовые фильтры имитирующие итоговые спектры разных магнитофонных трактов. Можно и не шаманить с реальными магнитофонами.


shurik_pronkin, проиметируй пожалуйста :)

Дмитрий
27.10.2024, 22:22
Проимитируйте цифровыми фильтрами, чтобы PF звучал как с магнитной ленты.

Тогда все накупили бы софтовых, пускай самых продвинутых и имитировали бы.