Вход

Просмотр полной версии : Electric Light Orchestra


Синдикат
02.04.2014, 18:45
Electric Light Orchestra

Группа "Electric light orchestra" образовалась в октябре 1970 года на развалинах "Move". Оригинальный состав "ELO" включал в себя Роя Вуда (Улиссес Адриан Вуд, р. 8 ноября 1946; вокал, виолончель, гобой, гитара), Джеффа Линна (р. 30 декабря 1947; вокал, фортепьяно, гитара) и Бева Бивана (Беверли Биван, р. 25 ноября 1945; ударные). Поклявшись переплюнуть битловскую "I Am The Walrus", они призвали под свои знамена еще шесть человек и соорудили экспериментальный дебют при участии Билла Ханта (валторна), Стива Вулама (скрипка), Энди Крэйга (виолончель), Ричарда Тэнди (р. 26 марта 1948; бас), Хью Макдауэлла (р. 13 июля 1953; виолончель) и Уилфа Гибсона (р. 28 февраля 1945; скрипка). Несмотря на высокие амбиции, саунд группы все еще был похож на творчество "Move". Но вообще-то альбом продавался довольно неплохо, а композиция "10538 Overture" в июне 1972 года попала в британский Топ 10.

Уже после первой пластинки стало ясно, что два капитана (Рой и Джефф) не смогут управлять кораблем. Вуд очень просто решил эту проблему, основав новый проект "Wizzard" и прихватив с собой Ханта и Макдауэлла. В это время в "ELO" происходили дополнительные кадровые перестановки. К началу сессий второго альбома Крэйга и Вулама сменили виолончелисты Майк Эдвардс и Колин Уокер (р. 8 июля 1949), Тэнди занялся синтезаторами, а новым бас-гитаристом стал Майкл Д'Альбекверк (р. 24 июня 1947).

На "ELO II" было заметно, что Линн несколько уменьшил удельный вес звучания струнных инструментов. Выполненная в новой манере, причудливая переработка "Roll Over Beethoven", принесла "оркестру" значительный успех в мировых чартах и стала долговременным концертным фаворитом. Дела у группы пошли на лад, и 17 марта 1973 года "Electric light orchestra" отыграли свое первое аншлаговое выступление. Несмотря на неуклонный подъем, флуктуации состава не прекращались, а костяк группы составляли только два человека - Линн и Биван. После концертника "The Night The Light Went On (In Long Beach)", записанного во время американского тура, вышел альбом "Eldorado". Эта пластинка, подготовленная с участием Лондонского Симфонического Оркестра, принесла "ELO" первое "золото". "Золотыми" также стали студийная работа "Face the music" и концертник "OLE ELO".

В начале 1976-го состоялось глобальное американское турне, на котором "Electric light orchestra", оправдывая свое название, впервые использовали лазерные эффекты. Осенью того же года команда выбросила на рынок свой важнейший альбом с символичным названием "A new world record". Для группы это действительно был рекорд, поскольку тираж диска составил свыше пяти миллионов экземпляров. Такие вещи как "Livin' thing", "Telephone line" вывели пластинку на лучшие места трансатлантических хит-парадов.

Следующий опус оркестрантов, двойной альбом "Out of the blue", также огреб "платину", хотя триумф был несколько смазан разборками "ELO" со своим бывшим дистрибьютором, "United Artists". В 1979 году Джефф Линн и компания отдали дань моде диско, сделав в соответствующем стандарте пластинку "Discovery". За ней последовал саундтрек к фильму "Xanadu", разделенный музыкантами "Electric light orchestra" пополам с Оливией Ньютон-Джон. Сама картина провалилась, но звуковая дорожка имела некоторый успех. Диск "Time" был последней работой коллектива, когда композиции "ELO" присутствовали в горячей десятке.

Живые показы утратили былую грандиозность и популярность "оркестра" стала неуклонно снижаться. Выпустив в 1986 году альбом "Balance of power", команда фактически свернула свою деятельность. Линн занялся другими делами, включая участие в суперпроекте "Traveling Wilburys", а Биван собрал другую группу, дав ей название "ELO II". Лишь по прошествии 15-ти лет после "Balance of power" Джефф Линн реанимировал вывеску "Electric light orchestra" и при участии сессионных музыкантов записал новый альбом, "Zoom".

Синдикат
02.04.2014, 18:47
Продолжение темы.

Вся история группы связана с именем ее организатора, разностороннего сочинителя, певца и гитариста Джеффа Линна. Он родился 30 декабря 1947 года в Бирмингеме, Англия, сначала в 1966 году заменил певца Майкла Шеридана в местном ансамбле Nightriders, включавшем также гитариста Дэйва Причарда, басиста Грэга Мастерса и ударника Роджера Спенсера. Выпустив неудачный сингл, квартет сменил название на Idle Race. Уже на следующий год Линн стал ведущей личностью ансамбля, отвечая за звучание и направление, а также за песенный материал. Дебютный альбом обнаружил его мелодический талант и юмор; особенно выделялись композиции Follow Me Follow и The Skeleton and the Roundabout. Ко второму альбому влияние Линна в группе увеличилось еще больше, здесь он оказался и продюсером. Группа исполняла интеллигентную поп-музыку с примесью психоделики. Многие из лучших композиций Линна при прослушивании вызывали ассоциации с Beatles, но без цитирования или плагиата. К сожалению, весь потенциал ансамбля остался нереализованным из-за безразличия аудитории. Коммерчески выигрышные песни Come With Me и At the End of the Road, казалось, были обречены на успех, но хитами не стали.

В этих условиях, несколько раз отклонив приглашение перейти в группу Move, Линн в конце концов там и оказался в январе 1970 года, подразумевая в перспективе именно создание Electric Light Orchestra. Оставшееся трио, добрав к составу Майка Хопкинса и Рэя Коллэма (позже замененного Дэйвом Уолкером), записало альбом (I3), смесь прогрока с откровенной попсой, и в феврале 1972 года распалось. Для Move Линн написал сингл Do Ya (на обратной стороне песня California Man), который оказался успешным в США и стал залогом будущих успехов ELO.

Последний коллектив к концу 1971 года состоял только из Вуда, Линна и ударника Бева Бивена и изначально был задуман как ансамбль, функционирующий параллельно Move и принимающий эстафетную палочку оркестрального рока от недавно распавшихся Beatles, создавших в этом ключе I'm the Walrus и Strawberry Fields Forever. Альбом (1) с весьма смелыми творческими концепциями записывался на экспериментальной студии фирмы Harvest и вышел только через два года после распада Move. В порядке эксперимента музыканты добавили в обычный инструментальный расклад еще и виолончель, гобой, фагот и кларнет. Альбом был довольно удачно распродан, а песня 10538 Overture из него в июне 1972 года попала в списки. В это же время группа начала и сценические выступления в Лондоне, в которых, помимо трех основателей, приняли участие виолончелисты Хью Макдоуэлл, Майкл Эдвардс, Эндрю Крэг, пианист Билл Хант и скрипач Уилф Джилсон. С тех пор проблема аппаратуры и технической стороны звучания смычковых инструментов стала главной в деятельности группы.

Когда Вуд, забрав Макдоуэлла, отправился создавать ансамбль Wizard, многие уже видели конец Electric Light Orchestra, хотя Вуд во время своего ухода вполне доброжелательно заявил в прессе, что такой талантливый музыкант, как Линн, вполне мог бы вести за собой целую группу. Линн и Бивен отмобилизовались и сколотили команду, состав которой являл собой крайне странную коллекцию то ли роковых, то ли классических музыкантов, хотя музыка, которую они исполняли, не представляла из себя в чистом виде ни того, ни другого. Трое из девяти участников состава, записавшего диск (2), ранее были членами Лондонского симфонического оркестра.

Альбом этот был выпущен в феврале 1973 года и в целом вызвал индифферентную реакцию. На нем было заметно, что Линн несколько уменьшил удельный вес звучания смычковых, и первая же из записей, выполненная в новой манере, смелый парафраз знаменитого рок-н-ролла Чака Берри Roll Over Beethoven, принесла ансамблю самый значительный успех в мировых списках. В третьем альбоме (3) роль смычковых была еще более занижена, результатом чего явилось создание таких очаровательных рок-н-ролльных композиций, как Ma-Ma-Ma-Ma-Belle. Затем на альбоме (5) звук смычковых оказался совершенно утопленным в полифоническом звучании 20-членного оркестра. К этому моменту музыка ELO представляла собой причудливый калейдоскоп ярких мелодий, превосходно аранжированных под классику средствами симфо-рока. Хит-парадные бестселлеры Evil Woman, Showdown, Strange Magic, Nightrider продолжали стабилизировать репутацию группы, однако критика к богатым и размашистым творениям Линна отнеслась скептически, усмотрев в них заимствования из Beatles, 10cc и даже Дилана. Все это в язвительной форме излагалось в рецензии New Musical Express на альбом (7), в которой была отмечена только песня I Can't Get It Out of My Head.

Очень приветливо отнеслись к ансамблю в США, где каждый их альбом, начиная с (5), становился "золотым" и где ELO совершили гигантское турне. "Живая" пластинка (6) была записана на концерте в Лонг-Бич в 1974 году, а фэны в Англии удовлетворили свои потребности только импортной продукцией.

В этой спорной ситуации в сентябре 1976 года на прилавках появился самый важный и самый лучший диск группы (8) (в названии заложена игра слов - оно может быть переведено и как "запись из Нового Света" и как "новый мировой рекорд"). В создании диска, кроме составлявших в последнее время костяк группы Линна, Бивена, вернувшегося из Wizard Макдоуэлла и виолончелиста Мика Камински, приняли также участие клавишник Ричард Тэнди, басист Келли Граукат и виолончелист Мелвин Гэйл. Дирижер оркестра - Луис Кларк, авторство всех песен принадлежало Линну. "Наконец-то классическая запись группы", - так приветствовал успех диска Melody Maker. Альбом этот окончательно сломил холодность британской публики и критики. В США было продано более двух миллионов экземпляров. Очень успешно на сингловом рынке разошлись четыре песни из этого альбома - Livin' Thing, Rockaria, Do Ya и Telephone Line. Звучание смычковых - больной для группы вопрос - в этой записи звучало предельно естественно и в то же время совершенно характерно. Необычные смены ритма вместе со стандартными ритм-энд-блюзовыми риффами составили главное очарование песни Livin' Thing или оперной пародии с "колоратурным сопрано" Rockaria. Опять не обошлось без влияния Beatles: песня Telephone Line напомнила о лучших балладах Пола Маккартни.

Альбом этот явился высшей точкой для ELO, музыку которой Линн сделал экспериментальной и мелодичной, необычной и прозрачной.

В своих выступлениях ELO интересно использовали всяческие технические и световые эффекты. Над сценой, как марка, ярко светились как будто подвешенные в воздухе три огромные буквы, составляющие аббревиатуру названия ансамбля.

В дальнейшей их работе доминировали две тенденции - сокращение численности состава и стерилизация музыки, делающая последнюю, с одной стороны, яркой и технически завершенной, а с другой - безэмоциональной и незапоминающейся. В звучании стали отчетливо прослеживаться ритмы диско - в полном соответствии с канонами этого стиля был записан лонгплей (10). Все диски, начиная с (11), занимали высокие позиции в списках. Альбом (12) - записанный совместно с Оливией Ньютон-Джон саундтрек к одноименному фильму.

В условиях кризиса Линн в 1983 году распустил группу, которая через три года была собрана вновь в составе: Линн, Камински, Бивен, Тэнди, Гейл и Граукат. Записав альбом (14), очень напоминавший их лучшие диски, группа вновь свернула свою активность без официального объявления о распаде. Лишь в 1987 году стало известно, что Бивен покидает ансамбль. Линн же сконцентрировал свои силы на записи чужих дисков, в частности, прекрасным и современным звучанием альбом Джорджа Харрисона Cloud Nine обязан именно ему.

В 1988 году Джордж Харрисон захотел записать еще один сольный альбом и пригласил в продюсеры Джеффа Линна. Подходящим для репетиций оказался только гараж Боба Дилана, куда по-соседски в ближайшие дни частенько заглядывали Рой Орбисон и Том Петти. Это замечательное сочетание звезд решило развлечься, и результатом вместе сольника Харрисона стал великолепный дебют нового ансамбля Traveling Wilburys. Выпущенный диск добился огромного успеха, долгое время продержался в первой тройке американских списков и стал одним из лучших достижений в творческой карьере каждого из составляющих квинтет членов. Следующий альбом был выпущен уже после смерти Орбисона с названием, запутывающим энциклопедистов, и добился таких же аплодисментов. Группу очень сильно склоняли на гастроли, но музыканты сумели устоять от соблазна, оставив за собой возможность совместной работы в будущем. Их можно назвать последней из великих супергрупп.

В 1991 году Бивен воссоздал ELO 2 вместе с Луисом Кларком и Граукатом. Они выпустили альбом (16). В июне 1994 года этот состав побывал на гастролях в Москве.